ОАО Мурманский
судоремонтный завод
Морского флота


Основан 8 марта 1917 года

Главная ¦ Rus/Eng
История завода

ОАО «Мурманский судоремонтный завод Морского флота»  — крупное современное предприятие по ремонту судов всех типов и классов, расположенное на восточном берегу Кольского залива, незамерзающего круглый год, между Мурманским морским торговым портом, Рыбным портом и железнодорожным вокзалом, рядом с центральной частью Мурманска. Предприятие выполняет ремонт гражданских судов всех классов и назначений, в том числе с ядерными энергетическими установками, а также кораблей Министерства обороны.

Завод берёт своё начало от судоремонтных мастерских, организованных в марте 1917 года.

Датой возникновения Мурманского судоремонтного завода считается 8 марта 1917 года, когда на базе одного из цехов лесопильного завода (существовавшего с января 1898 года) было организовано Мурманское судоремонтное промышленное предприятие, которое с 1924 года подчинялось Мурманскому торговому порту, как судоремонтные мастерские.

В последующие годы судоремонтные мастерские были переименованы:

  • Судоремонтный завод народного комиссариата морского флота
  • Судоремонтный завод главного управления промышленных предприятий Министерства морского флота
  • Судоремонтный завод главного управления промышленных предприятий Министерства морского и ресного флота
  • Судоремонтный завод главного управления арктического и ледокольного флота (СРЗ УА и ЛФ)
  • Судоремонтный завод Министерства морского флота
  • Государственное предприятие Мурманский судоремонтный завод
  • Акционерное общество Мурманский судоремонтный завод Морского флота
  • Открытое акционерное общество «Мурманский судоремонтный завод Морского флота»


Февраль 1920 года. В Мурманске после ухода войск Антанты появился Красный флаг. В это время был назначен первый комиссар завода И.Л.Репин.

Май 1924 года. Был утверждены постоянные штаты - 35 работников. Заведовал мастерскими В.К.Душко. Штат предусматривал в том числе девять слесарей, три токаря, два кузнеца, молотобоец, два котельщика, медник, элетромонтёр, три кочегара (двое из них - китайцы), конюх, три подсобных рабочих.

Август 1925 года. Из Архангельска в Мурманск доставлен первый плавучий док, и завод принял первое судно. За весь слудующий год доковый ремонт прошли 23 судна. Этот док был построен в 1898 году в Германии, до 1915 года эксплуатировался на Рижском заводе, затем в Архангельске, на судоремонтном заводе, ныне называемом «Красная кузница».

В 1927 году было принято перенести завод из Дровяного на новое место. У мыса Варничного, в самом центре Мурманска, заложили фундамент первого корпуса механических мастреских. А в апреле 1931 года состоялось переселение.

30-х годах двадцатого века. На завод пришло новое пополение: молодые рабочие из Горьковской области. Завод расширился и протянул свои причалы от моского вокзала до рыбного порта.

В 1936 году судоремонтные мастерские были переименованы в судоремонтный завод второго разряда. Открылась школа фабрично-заводского ученичества. В этом же году на завод стали прибывать инженеры. Мастером деревообделочного цеха начал свою работу Василий Андреевич Прокофьев. Потом он занимал пост директора, был избран первым секретарём Мурманского обкома КПСС.

23 июня 1941 года началась война. Многие работник ушли на фронт добровольцами. Был избран новый директор А.П.Прокофьев. Коллектив переключился на круглосуточную работу, а производсво было перестроено применительно к военным условиям. Если к началу войны на заводе выполняли норму на 200 процентов 42 стахановца, то к концу 41 года их насчитывалось уже 69 человек. Годовая программа была выполнена к 27 ноября 1941 года. А в 1942 году 20 работников выполняли план на 300 процентов. Продукцией завода были не только корабли, но и повреждённые в боях артиллерийские орудия, а также судоремонтники выпускали стрелковое оружие, гранаты, стальные мины, миномёты и многое другое, нужное бойцам. В начале 1942 года коллективу завода пришлось ремонтировать подводные лодки. К середине 1942 года из-за непрекращающихся налётов вражеской авиации плавучий док был отбуксирован в безопасное становище Ваенга. Док накрыли маскировочными сетями.
За года войны фашистские бомбардировщики нанесли заводу огромный ущерб: сумма убытков составила 63% балансовой стоимости.

Начиная с 1956 года на заводе началась широкая реконструкция. Все предыдущие годы завод завозил кислород из Ленинграда и Мончегорска, что было дорого и с перебоями в снабжении. В 1957 году была построена собственная кислородная станция. В этом же году построены новые здания котельного и трубопроводного цехов. В феврале 1965 году вступил в строй новый механический цех, а в декабре 1965 года - кузнечный цех, технологическое оборудование которого было изготовлено руками самих судоремонтников. В дальнейшие годы были построены здание заводоуправления и турбаза.

В 1970 году введён в строй блок корпусного цеха с трубопроводным, гальваническим, сварочным и котельными участками.

С января 1973 года в газете «Арктическая звезда» стали регулярно помещаться выпуски «Страница СРЗ».

29 апреля 1975 года в честь 30-летия Великой Победы на заводе открыли музей боевой и трудовой славы.

В 1977 году завод принял активное участие в подготовке атомного ледокола «Арктика» в экспериментальный рейс на Северный полюс.

В 1978 году введён в эксплуатацию новый плавучий док грузоподъёмностью 30000 тонн.

В 1983 году по итогам работы заводу присуждено переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ с занесением на доску Почёта ВДНХ.
В этом же году введена технология очистки трюмов судов при помощи гидроструйных и пескоструйных аппаратов.

В 1984 году впервые примененён телескопический подъёмник фирмы «Айчи», введён в эксплуатацию плавучий кран «Черноморец».

В 1988 году введене технология порошкового напыления при восстановлении деталей.

В 1989 году впервые состоялись выборы директора завода, избран Хашабов Сергей Сергеевич.

В 1985 году введён в эксплуатацию новый литейный цех.

Семидесятые, восьмидесятые годы — это годы бурного развития завода. Засфальтированы дороги, построены железобетонные причалы. Окончательно сформировалась территория и акватория завода.

В 2012 году запущена процедура банкротства.
На середину мая 2012 года из некогда огромного коллектива в несколько тысяч осталось 84 человека. И те не обеспечены работой.

©2007 - ОАО «Мурманский судоремонтный завод Морского флота»